Мастер-класс.
Тема:
Традиционная народная кукла
Традиции и современность.
Творческая работа: Изготовление традиционной куклы
Цель: Научиться выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии. Повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.
Задачи:
- Привить интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
- Содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки.
- Развивать навыки работы с различными материалами.
- Развивать глазомер и умения работать с лоскутами ткани.
- Развивать стремление к самостоятельному творчеству.
Наглядность:
образцы кукол, панно оформленное куклами-закрутками, иллюстрации русских народных костюмов, русская шаль, корзинка, материал для изготовления куклы: ткань, грецкий орех, нити шерстяные, вата, лепестки роз (засушенные).
Актуальность:
Изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе связано с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание. Знакомит с традициями русского народа.
Изготавливать кукол я начинаю с детьми старшего дошкольного возраста. Создавая кукол дети не просто повторяют и копируют то, с чем я их знакомила, но и вносят своё – выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в мини-музее «Куклы наших бабушек». Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости от общения друг с другом. В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения.
Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребёнка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость).
Играя с такой куклой, мы с детьми представляем её в разных игровых ситуациях, например, «оживляем куклу».
Для оживления придумываем и произносим волшебные слова, например:
Раз,два,три –
Кукла о-жи-ви!
Раз-два-три-четыре-пять-
Кукла оживай опять!
Кукла оживай скорей,
И повесели детей!
В своей работе я опираюсь на следующие методы:
Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные, одобрение выбранного ребёнком направления деятельности или способы выполнения задания.
Информационно-рецептивный (характеризуется взаимосвязью взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребёнка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
Я к столу приглашаю гостей.
В корзиночку я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по - разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Сегодня мы постараемся создать своими руками куклу. Для этого нам понадобиться несколько волшебных вещей. Возьмём мы большой носовой платок самого близкого и родного человека, который он носит всегда с собой, поэтому платок согрет теплом его рук. Это сделает нашу куклу живой. Чтобы сделать голову нужен грецкий орех. Внутри него спрятано ядрышко, похожее на человеческий мозг. Это сделает её мудрой. А что подберём для сердца? Может мягкое, лёгкое пёрышко или сухой лепесток розы. Тогда на душе у неё будет легко и спокойно. Завернём то, что выбрали в вату, чтобы удары судьбы не повредили сердце и ему было легко и удобно биться. Кажется, ничего не забыли. Накроем это руками и скажем волшебные слова.
Ой, вы ветры буйные
Северные, южные!
Ой, вы реки бурные,
С морями дружные
Попрошу у вас не злата,
Не нарядов, не хором,
Чтобы я была богата
Не доходом, а умом.
Чтобы сердце чудо ждало,
Чтобы сказка оживала,
Чтобы сказки сердце билось,
Чтобы в жизни не случилось.
Там, где сказка чудо жди
Что там будет впереди?
А теперь можно создавать образ куклы. Возьмём носовой платок, найдём на нём середину и отметим её карандашом. На эту точку положим грецкий орех и свернём платок наискосок. Затем перевяжем ниткой крепко – накрепко, чтобы получилась голова и шея. У нашей куклы появилась голова и две руки, похожие на крылья. Теперь перевяжем ниточками кончики платка, так, чтобы появились ладошки и ступни ног. А сейчас мы сделаем душу: возьмём вату с сердечками и вложим в платок, туда, где у человека находится грудь. Нижние кончики платка слегка раздвиньте – они похожи на ноги. Крепко затянем нитку на поясе, чтобы появилась фигура человека. А сейчас наденем юбку нашей кукле, для этого возьмём цветную ткань, положим на неё нашу куклу, свернём пополам и туго перетянем нитками. Вот кукла и готова. Послушайте, как легко и спокойно бьётся её сердце. Прижмите её к своему уху, слышите, она разговаривает с вами, но совсем тихо. Вам кажется у неё нет лица? У неё такое лицо, которое каждый хочет увидеть.
Подарите своей кукле косынку:
Красный цвет – всё удалось, очень интересно.
Синий цвет – удалось, но материал часто используемый.
Жёлтый цвет – скучно, не интересный материал.
Хочу рассказать вам старую притчу, когда пришла пора родиться человеку на божий свет, он испугался и говорит своему создателю: «Как я буду там на земле без тебя, кто будет обо мне заботится?»
-Не волнуйся, отвечает ему бог! У тебя на земле будет Ангел-хранитель, который будет всегда рядом с тобой. Не важно какого цвета будут у него глаза, какого цвета волосы, но ты будешь всю жизнь называть его коротеньким словом МАМА!
Колыбельная: Баю, баю, баюшки,
Прибежали заюшки,
На кроватку сели,
Сели и запели.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за продуктивную работу. Надеюсь, что мой мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.